ОТВЕТ ЧЕРЕЗ 5 МИНУТ!
КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА
по любым вопросам
  • 96% успешных дел
  • Профессиональные юристы
  • Абсолютно БЕСПЛАТНО
Задайте свой вопрос специалисту
ПОЛУЧИТЬ ОТВЕТ - это бесплатно и ни к чему не обязывает!
Шаг 1/2

Адаптация персонала в организации

Залог успешного функционирования и развития любой организации не всегда заключается в привлечении к работе опытных и квалифицированных специалистов. Зачастую оказать благоприятное воздействие на развитие компании и повышение ее конкурентоспособности может коллектив, который нацелен на достижение совместного положительного результата. Поэтому грамотные руководители стремятся создать в коллективе атмосферу дружелюбия и поддержки. Помощь в этом может оказать использование методов адаптации персонала.

Что это такое?

Адаптация персонала — это многомерное понятие, подразумевающее процесс постепенного привлечения нового работника к условиям производственной среды, новому коллективу и специфике его профессиональной деятельности.

В большинстве случаев, при употреблении определения адаптация персонала, возникают ассоциации с этапом привыкания сотрудника к новой должности, профессиональным обязанностям. Однако, это не является верным, поэтому адаптация нового работника предполагает ознакомление работника с правилами общения и поведения в новом коллективе, определение принципов взаимодействия членов персонала с новичком, удовлетворение целей и потребностей работника, коллег и работодателя.

Чтобы получить представление о понятии адаптация персонала, рекомендуется ознакомиться с целями мероприятия, которые заключаются в следующем:

  • Нацеленность на уменьшение первоначальных затрат на нового сотрудника. Поскольку новичку требуется время для ознакомления с принципами функционирования предприятия и его родом деятельности, еще работа не всегда эффективна и приносит доход;
  • Реализация мероприятий по адаптации персонала позволяет снизить неопределенность и озабоченность новых работников;
  • Предотвращение увольнений среди новичков;
  • Формирование позитивного восприятия в отношении работодателя, коллектива и трудовой деятельности;
  • Меры адаптации персонала способствуют благоприятному и скорейшему взаимному привыканию руководителя организации и сотрудника.

Виды:

  • Первичная адаптация персонала — осуществляется в отношении специалистов при их первоначальном трудоустройстве. В подобном случае речь идет о молодых гражданах, которые только получили образование по специальности и не обладают опытом и какими — либо представлениями о трудовой деятельности;
  • Вторичная адаптация персонала — подразумевает привыкание к работе трудящихся, которые сменили род деятельности внутри компании или за ее пределами. Примером подобного явления может служить понижение или повышение работника в должности.

Помимо наиболее распространенных разновидностей, также существуют следующие типы адаптации персонала:

  • Активная — при которой новичок стремится оказать влияние для изменения среды. К примеру, новый сотрудник продвигает новые ценности, правила, принципы сотрудничества;
  • Пассивная — прилагает усилия для привыкания новичков к установленным нормам и правилам;
  • Прогрессивная — вырабатывается при эффективном воздействии на трудящегося;
  • Регрессивная — не оказывает благоприятное влияние на адаптацию нового работника к установленным условиям работы членов персонала;
  • Производственная, которая напрямую связана с уровнем организации и условиями трудовой деятельности;
  • Непроизводственная — оказывает влияние по части получения благ при работе в конкретной организации (общение в нерабочее время, получение места в детском саду).

Формы адаптации персонала

Рано или поздно принятый на работу специалист привыкает к новым для себя условиям труда и адаптируется к членам персонала. Однако, в зависимости от характера человека этот процесс может занимать как незначительный период времени, так и продолжительный срок. Поэтому помимо широкого перечня видов адаптации персонала известны также формы, на которые работодателю требуется обратить внимание для успешного включения новичка в работу всего коллектива.

Основные формы адаптации персонала:

  • Профессиональная — ознакомление с трудовыми обязанностями, получение новых знаний и опыта при работе по специальности;
  • Производственная — обозначенная форма адаптации персонала направлена на включение работника в производственную среду;
  • Социальная — целью данной формы является установление взаимного и плодотворного взаимодействия всех сторон сотрудничества;
  • Социально — психологическая — процесс знакомства с другими сотрудниками. Мероприятия адаптации персонала направлены на вовлечение в общественную деятельность;
  • Психофизиологическая — адаптация к новым психологическим и физическим условиям профессиональной активности;
  • Организационная — понимание специфики организации производственного механизма, роли своего структурного подразделения и места в общей системе компании;
  • Экономическая — соответствующая форма адаптация персонала подразумевает установление размера и порядка начисления ежемесячного заработка, а также условия получения премиальных выплат.

Методы

Меры, направленные на адаптацию персонала, несут в себе преимущества как для нового работника, так и для руководителя организации. Поэтому первостепенное значение отводится методам, которые выберет работодатель для адаптации новых членов персонала к условиям работы на предприятии.

К наиболее распространенным и действенным методам относят:

  • Обучение — направление работника для получения образования за счет работодателя;
  • Курсы повышения квалификации — в силу специфики производственного процесса многих организаций, для развития и поддержания конкурентоспособности требуется постоянно стремиться к получению новых знаний в той или иной сфере. Поэтому задачей руководителя является организация или направление сотрудников для обновления имеющихся знаний;
  • Коллективное участие в решении общих вопросов — решение ситуационных задач направлено на объединение членов персонала и адаптацию новых сотрудников;
  • Переобучение — данный метод включения человека в работу нацелен на получение работником знаний по новой специальности с учетом настоящих реалий производственной среды;
  • Привлечение наставников — подобный метод особенно актуален для новичков, которые в силу своей нерешительности и отсутствия необходимых знаний нуждаются в совете и поддержке. Наставник окажет помощь молодому специалисту в решении возложенных на него дел и будет контролировать ход выполнения поручений;
  • Деловые игры — являются одним из наиболее действенных инструментов адаптации новых членов персонала, поскольку данный метод вырабатывает у работников способность нестандартно мыслить и принимать правильные решения;
  • Временная ротация членов коллектива — подобный метод адаптации персонала предполагает временный обмен рабочими местами между сотрудниками предприятия. Это позволяет работникам не только накопить новый опыт и знания, но и обратить внимание на ошибки при работе на привычном месте труда;
  • Метод погружения — обозначенный способ характерен для представителей руководящих профессий. Он подразумевает быстрое включение специалиста в работу и непосредственное участие руководителя в выполнении своих полномочий, а не поручение обязанностей другим сотрудникам.

Соответствующий перечень методов оказывает благоприятное воздействие не только на новых специалистов, но и на других сотрудников при адаптации персонала к изменениям в работе предприятия.

Этапы

Адаптация персонала предполагает процесс, успешность которого благоприятным образом скажется на работе всех членов коллектива и предприятия в целом. Как и любой другой процесс, адаптация персонала имеет ряд этапов, с которыми необходимо ознакомиться перед внедрением соответствующих методов.

Стадии адаптации персонала:

  • Оценивание способностей соискателя на вакантный пост. Стоит обратить внимание, что работник, который обладает опытом работы в подобной сфере и располагает необходимыми навыками и знаниями, легче включается в рабочую деятельность. Однако, сложности могут возникнуть на этапе адаптации к другим членам рабочего персонала или в процессе решения неизвестных для него задач. Поэтому проведение оценки позволит выбрать для нового сотрудника наиболее подходящую форму и методы включения в работу организации;
  • Знакомство с принципами работы и особенностями функционирования предприятия. На данном этапе превалирует практическое ознакомление сотрудника с трудовыми обязанностями и требованиями работодателя;
  • Третий этап заключается в действенной адаптации персонала. Это подразумевает необходимость привлечения работника к активным действиям в различных сферах, поощряя его стремление к получению информации о работе предприятия. Помимо этого, важным моментом адаптации новичка является налаживание межличностного общения с другими членами персонала;
  • Заключительной стадией адаптации персонала является этап постепенного преодоления специалистом трудовых и социальных проблем и его включение в работу организации.

Продолжительность адаптации персонала в компании зависит от значительного числа факторов. В среднем длительность этого периода составляет от одного до полутора лет. При успешном внедрении специальных методов и формировании эффективной системы управления, этот период может занять несколько месяцев, что в конечном итоге приведет к развитию контактов в организации и дружественному взаимовыгодному сотрудничеству сторон.

Система управления адаптацией персонала

Частыми являются случаи, когда руководители отдельных организаций пренебрегают разработкой и внедрением системного подхода для успешной адаптации персонала. Подобный подход к работе мотивируется тем, что для новичков достаточным будет проведение вводного инструктажа и ознакомление с рабочим коллективом и принципами работы компании. Однако, такое суждение не является верным. Поскольку для адаптации персонала и получения эффективных результатов от совместной работы, требуется разработать и применить систему управления.

Под системой управления адаптацией персонала подразумевают комплекс мероприятий, которые оказывают благоприятное влияние на развитие процесса, минимизируя возможные риски и неблагоприятные последствия. В каждом отдельном случае меры, которые будут применяться в отношении новичков, определяются с учетом половой принадлежности, возрастных характеристик, уровня образования, психофизиологических особенностей человека, характера производственного процесса, способов организации трудовой деятельности новых сотрудников.

Ответственность за проведение мероприятий по адаптации персонала возлагается на отдельных сотрудников. В большинстве случаев это представители кадрового отдела организации, руководители структурных подразделений. Их деятельность заключается в разработке и применении мер, которые помогут быстро и успешно адаптировать новых сотрудников к условиям работы в компании. Для крупных организаций целесообразно прибегнуть к формированию отдельного подразделения, в задачи которого будет входить оказание содействия в адаптации, профориентации или переориентации персонала. Численность сотрудников отдела не должна быть меньше двух человек.

Действия специалиста, ответственного за внедрение системы управления адаптацией персонала, направлены на ознакомление новичка с целями и принципами работы организации, знакомство с коллегами новичка. В ряде случаев молодому сотруднику будет помогать наставник. По прошествии нескольких месяцев производится оценка адаптации персонала, которая подразумевает проведение бесед, анализ работы новичка, тестирование, заполнение анкет.

В обязанности уполномоченных по внедрению системы управления входит:

  • Исследование рынка труда с целью разработки мероприятий, которые помогут адаптации новых членов персонала;
  • Принятие участия в приеме на работу новичков, проведение тестов и собеседования с потенциальными кандидатами на должность;
  • Участие в назначении специалистов на новые должности с учетом их качеств. В том числе это касается назначения сотрудников на руководящие должности;
  • Принятие участия в формировании стабильного и дружественного рабочего коллектива;
  • Проведение тренингов, инструктажей, курсов, способствующих адаптации персонала;
  • Организация совместных бесед;
  • Направление новичков для прохождения курсов подготовки или переподготовки;
  • Постепенное привлечение молодых специалистов к решению сложных задач;
  • Помощь в налаживании контактов с коллегами посредством проведения неформальных встреч, организации деловых или ролевых игр для объединения работников.

Что такое программа адаптации персонала?

В процессе осуществления мероприятий, направленных на адаптацию персонала, уполномоченные представители используют специальную программу, которая представляет собой разработанный проект, где отмечаются ключевые нюансы деятельности специалистов. Программа адаптации персонала подразделяется на общую и специализированную части.

Общая часть затрагивает принципы работы компании в целом и состоит из следующих пунктов:

  • Предоставление общей информации об организации: особенностей и перспектив развития, целей, принципов деятельности, структура, нормы, внутренние и внешние связи;
  • Размер и порядок начисления заработной платы, условия и возможность получения премиальных выплат;
  • Возможность получения дополнительных привилегий: социальное и пенсионное страхование, возможность получения новых знаний за счет компании, условия и размер материальной помощи в случае выхода в декретный отпуск, на больничный, оплата питания;
  • Также в общей части программы адаптации персонала содержатся сведения, которые касаются охраны трудовой деятельности сотрудников, условия контроля за соблюдением правил техники безопасности;
  • Ознакомление новичка с его правами и обязанностями.

По окончании предоставления информации из общей части программы, направленной на адаптацию персонала, новичка знакомят с содержанием специализированной части. Она связана с отдельным структурным подразделением или местом труда.

Специализированная часть программы адаптации персонала включает в себя:

  • Направленность подразделения или отдела, его цели и задачи, структура и условия сотрудничества с другими отделами;
  • Ознакомление с трудовыми обязанностями конкретных представителей, описание рабочей деятельности предприятия или сотрудника в настоящем, продолжительность дня работы и количество перерывов;
  • Знакомство новичка с правилами охраны профессиональной деятельности, а также осмотр помещения;
  • Знакомство с другими членами рабочего коллектива.

Зачастую программа адаптации персонала не отличается для отдельно взятых сотрудников, будь то молодые специалисты или проходящие вторичную адаптацию. Однако, как уже упоминалось ранее, большое значение имеет пол, возраст, степень образования и другие характеристики, на которые следует обратить внимание при разработке программы и проведении конкретных мероприятий.

Если у Вас есть вопросы, проконсультируйтесь у юриста
Задать свой вопрос можно в форму ниже, в окошко онлайн-консультанта справа внизу экрана или позвоните по номерам (круглосуточно и без выходных):
  • +7 (499) 404-01-39 — Москва и обл.;
  • +7 (812) 494-88-69 — Санкт-Петербург и обл.;
  • +7 (499) 404-01-39 — все регионы РФ.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

ОТВЕТ ЧЕРЕЗ 5 МИНУТ!
КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА
по любым вопросам
  • 96% успешных дел
  • Профессиональные юристы
  • Абсолютно БЕСПЛАТНО
Задайте свой вопрос специалисту
ПОЛУЧИТЬ ОТВЕТ - это бесплатно и ни к чему не обязывает!
Шаг 1/2